НАБОР. СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В
СПОРТЕ
Набор педагогический процесс, направленный на комплектование
групп предварительной подготовки в различных видах спорта.
Успешность набора зависит:
– от статуса образовательного или оздоровительного учреждения;
– традиций образовательного учреждения;
– целевой направленности педагогического коллектива;
заинтересованности тренеров-преподавателей в качестве процесса
набора;
уровняпрофессиональногомастерстватренерско-
преподавательского состава;
– квалификации тренеров-преподавателей;
качества организации и результативностисоревновательной
деятельности детей, занимающихся в данном учреждении;
наличия системы взаимосвязей с профессиональными спортивными
командами, обеспечивающими рост спортивных достижений ребенка;
– организации рекламной деятельности спортивного образовательного
учреждения;
– материально-технического оснащения учреждения;
– отзывов детей и их родителей об образовательном учреждении;
уровня заинтересованности, знаний, умений и навыков в сфере
физкультурно-спортивной деятельности детей и их родителей;
– популярности конкретного вида спорта;
престижности занятий данным видом спорта и перспективы поощ-
рений и заработной платы спортсменов-профессионалов;
– количества спортивных образовательных учреждений в городе и др.
Кроме того, важным фактором, определяющим уровень образователь-
ного учреждения, на наш взгляд, является состояние духовной сферы
личности тренера.
Спортивная ориентация это педагогический процесс, направлен-
ный на формирование интересов и предпочтений ребенка в выборе
вида спорта, спортивной специализации, конкретного амплуа, в кото-
рых ребенок сможет добиться индивидуально максимальных резуль-
татов и успешно проявить собственную личность.
Спортивная ориентация состоит из нескольких этапов.
Первый этап включает в себя:
освоение элементов базовой техники различных видов спорта
рамках многоборной спортивной подготовки ребенка);
освоение знаний и техники на уровне двигательного умения в ос-
новном виде спорта;
оценку и педагогический анализ темпов прироста соревновательно
значимых физических и психологических качеств личности;
– выявление спортивных предпочтений ребенка и др.
Второй этап спортивной ориентации направлен на оценку динамики
результатов соревновательной деятельности в виде спорта тренером,
ребенком и его родителями. На втором этапе происходит принятие
или непринятие ребенком исходно избранного вида спорта, а также
попытки попробовать себя в других видах: по рекомендации тренера,
желанию родителей или самого юного спортсмена. Ребенок может уй-
ти из данного вида спорта, но спустя какое-то время вернуться. В этой
ситуации он сам выстраивает определенные умозаключения: «это
мое»; «это не мое»; «пока не определился».
В этот промежуток времени возможны такие ситуации, когда родите-
ли детей-ретардантов, не дождавшись быстрых успехов в соревнова-
тельной деятельности, силой своего влияния на ребенка определяют,
что их сыну (дочери) не нужен этот вид спорта.
С педагогической точки зрения, в данный промежуток не просто вре-
мени, а жизни ребенка необходимо проявлять внимательность, толе-
рантность к соревновательно неуспешному ребенку, активизировать
внутренние силы растущей личности на преодоление негативных си-
туаций.
Направленность ориентации характеризуется дисгармоничностью:
либо ребенок ориентирован на процесс, либо на результат деятельно-
сти.
Важной задачей педагога является раскрытие значимости каждого из
видов направленности. Без ориентации на процесс не будет каче-
ственно организованной учебно-тренировочной деятельности, а также
ребенок не получит удовольствия от собственно процесса состязания.
Без ориентации на результат не повышается эффективность соревно-
вательной деятельности. Эти два мотива находятся в постоянном про-
тиворечии, поскольку качество деятельности ребенка нестабильно.
Сегодня он работает в полную силу, завтра накопившееся утомление
не позволяет реализоваться на максимуме, соответственно в ходе са-
мой деятельности идет переориентация направленности с результата
на процесс или на более мелкий (фрагментарный) результат в кон-
кретном упражнении.
Третий этап спортивной ориентации характеризуется четко вырабо-
танной направленностью ребенка, выбором спортивного амплуа, ин-
дивидуальногостилясоревновательнойдеятельности, наиболее
успешных видов соревновательных и учебно-тренировочных упраж-
нений. Ребенок ориентирован и на процесс, и на результат деятельно-
сти, осознает их смысловую и деятельностную нагрузку.
В процессе анализа спортивной пригодности ребенка к конкретной
спортивной деятельности тренер может рассматривать два направле-
ния:
оценку текущих кондиционных и координационных способностей
как срочный показатель имеющегося двигательного опыта;
оценку темпов прироста в приобретении общих и специфических
качеств и способностей ребенка, занимающегося спортом.
Отбор это педагогический процесс, содержащий в своей основе
целесообразный выбор спортсмена или группы спортсменов, спор-
тивной команды для занятий видом спорта и успешного участия в со-
ревнованиях из более многочисленного контингента занимающихся.
В ДЮСШ, не имеющих достаточного контингента, система отбора не
работает. Отбор это определение лучших спортсменов в ходе
состязательнойилиучебно-тренировочнойдеятельностис
конструированием условий соревнования.
В детско-юношеских спортивных школах некоторое время существо-
вала практика первичного отбора, когда на льду (хоккей, фигурное
катание, танцы на льду, конькобежный спорт) оставляли (отбирали)
только тех детей, которые первоначально качественно исполняли спе-
цифические для данного вида спорта двигательные действия, напри-
мер умели кататься на коньках, лыжах, владеть мячом, теннисной ра-
кеткой и др., при этом педагоги не учитывали, что дети могли иметь
предварительный двигательный опыт. Но практика подготовки спор-
тивных резервов показывает, что существует необходимость давать
время ребенку на его реализацию в деятельности. Целесообразно
сравнить детей в динамике освоения двигательных умений и навыков,
которая характеризует индивидуальную обучаемость ребенка.
В системе отбора существует учет биологического и паспортного воз-
раста юного спортсмена. Возраст предполагает развитие индивиду-
альных особенностей человека во времени: физических, биологиче-
ских, психологических, общественно-исторических и др. В процессе
организации педагогического отбора тренер должен замечать и опре-
делять детей, заранее подготовленных к конкретному типу спортив-
ных локомоций, присущих избранному виду спорта, и детей, заранее
не ознакомленных со структурой двигательных действий.
Квалифицированные тренеры в процессе отбора часто дают нестан-
дартные задания, в ходе выполнения которых ребенок должен про-
явить двигательную находчивость, и обращают внимание при этом на
такие качества, как раскрепощенность, пластичность движений. Од-
ним из критериев рациональности движения является относительно
расслабленное состояние мышц воротниковой зоны. Поднятые вверх
плечи не позволяют ребенку свободно дышать, вызывают состояние
чрезмерного напряжения не только мышц плеча, но и шеи, предпле-
чья, спины, что автоматически закрепощает ребенка, при этом падает
экономичность двигательной деятельности.
В любом случае возраст служит для обозначения качественно
своеобразной ступени развития, обусловливаемой закономерностями
формирования организма, условиями жизни, обучением и воспитани-
ем в конкретно-исторических условиях. По нашему мнению, исполь-
зование паспортного возраста (число полных лет) в условиях совре-
менного нравственного состояния общества и конкретных людей, со-
провождающих организацию соревновательной деятельности в дет-
ском спорте, является наиболее адекватным фактором в классифика-
ции участников соревнований по определенным группам. В детском
спорте, как и в обществе в целом, существует проблема обманных
действий (например, подтасовывания документов о годах рождения) и
других неэтичных поступков. Ребенок в таком случае не вступает в
острую конкурентную борьбу за место в составе команды, он уже
имеет достаточное преимущество. И это временное преимущество как
раз дает возможность проявиться в спорте, нравственные основы ор-
ганизации деятельности в данном случае не имеют места быть.
В процессе педагогического отбора молодой тренер должен учиты-
вать, что на первом этапе тренировки в лидерах будут дети относи-
тельно невысокие, темповые, взрывные. Им в некотором роде легче.
Скорость передачи нервных импульсов значительно выше, путь ко-
роче. Спустя год, два, три «амплитудные» дети начнут набирать мы-
шечную силу, и тогда на первый план выходит экономичность техни-
ки. Чей ресурс будет выше, тот и проявится более успешно в соревно-
вательной деятельности.
Учебно-тренировочный и соревновательный процесс должен
организовываться с применением здоровьесберегающей, ресурсно
обеспеченной соревновательной деятельности юных спортсменов по
биологическим возрастам, поскольку дети по темпам биологического
развития распределяются по трем группам: акселераты, норма и
ретарданты. В этом случае значение имеет способность тренера отли-
чать талантливых детей от акселератов. И если мы определили, кто
является талантливым, неизменные правила педагогического такта
утверждают – для тренера все дети равны! Только благодаря команде,
всем детям спортивного микросоциума талант способен раскрыться,
выдерживая конкуренцию, не сдаваясь, переживать и преодолевать
конфликтные ситуации, пересматривать отношения к себе, другим,
деятельности. Любой талант проходит чистку через жернова условий
спортивной деятельности.
Отшелушивается лишнее, открывается путь к истине. Ребенком по-
знаются самые важные чувства и отношения к любви и прощению,
верности и вере, главному и второстепенному в жизни к истине. Та-
лант без тренирующей среды не способен раскрыться. Научить детей
быть благодарными окружающим за участие в их личном росте – одна
из основных педагогических задач тренера. «Никто тебе не друг, ни-
кто тебе не враг, каждый тебе – учитель» (Н.К. Рерих).
Учитывая различные темпы биологического созревания, было бы
целесообразным удерживать юных спортсменов-ретардантов в спорте,
ждать их проявления до 15–16 лет. Но, по мнению тренеров из ко-
мандных видов спорта, конкуренция как социальное явление не может
позволить роскошь сохранения контингента спортсменов, не показы-
вающих лучшие результаты именно сегодня.
Ребенок, приходя в спорт, переживает три психологические стадии
выбора вида спорта:
1) отсев,
2) адаптацию,
3) надежность.
Отсев название этой стадии психологического отбора характеризу-
ется началом занятий спортом. Иногда спортсмен находит сразу под-
ходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить не-
сколько секций и тренеров, нередко и тренер интересах самого
спортсмена) рекомендует ему заняться другим видом спорта или со-
всем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также
долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки, не
сразу сможет проявить свои способности и при этом ощущает их не-
достаток. В таких условиях тренировки становятся для ребенка неин-
тересными, и он может покинуть спорт.
Только 4 человека из 1000 становятся мастерами спорта международ-
ного класса (по данным М.Е. Железняковой).
Стадия адаптации связана с окончательным выбором специализации
спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем дру-
гие, изобилует проблемами психологического порядка. Ребенок адап-
тируется или не адаптируется к повышающимся физическим нагруз-
кам на фоне возрастания конкуренции и длительного пребывания вне
дома. Основной задачей тренера в профессиональной деятельности
является организация учебно-тренировочного процесса в максимально
комфортных психологических условиях. Ребенок должен в тренере
видеть не судью, а старшего товарища, помогающего пройти этапы
личностного становления, разнопланово проявиться в спорте.
Отбор детей в различные виды спорта осуществляется при помощи
использования базовых для данного вида спорта тестов. В спортивные
игрыотбираютдетей,обладающихдостаточнымуровнем
координационной готовности, экономичности действий, тренер ожи-
дает не просто выполнения технического действия, а рационального
приложения собственных сил ребенка. Кроме того, важны концентра-
ция, устойчивость, переключаемость, объем внимания. Также доста-
точно важное качество скорость движения, которая может прояв-
ляться либо за счет собственно скоростных способностей, либо за счет
способности экстраполировать (предугадать) ситуацию, либо за счет
более совершенной технической или силовой готовности.
Таким образом, кроме названных выше факторов, успешность ребенка
в спорте определяется адекватно организованным набором, спортив-
ной ориентацией и отбором, не травмирующим личность ребенка.
Януш Корчак