Главная » 2017 » Август » 9 » УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ СИСТЕМНО
22:58
УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ СИСТЕМНО

 

 

Системность — важный дидактический принцип, суть которого хорошо отражена в философском тезисе: «Целое больше суммы своих частей».

 

Грустный факт, но у нас действительно много людей неспособных мыслить системно. Еще грустней, когда люди, не обладающие системным мышлением, добираются до руководящих постов. Тем страшней последствия их ошибок. Ошибок, которые являются следствием фрагментарного мышления – узкого, без учета сопутствующих факторов, без понимания причинно-следственных связей.

Помните Шерлок Холмса с его методом дедукции?
Помните, что она означала?

Шерлок Холмс

Нужно быть очень внимательным и на основе знания мельчайших деталей сделать вывод о причине произошедшего. Иными словами, Шерлок Холмс шел от деталей к более общей картине.

К сожалению, Конан Дойль допустил ошибку в терминологии и назвал этот метод дедукцией, хотя правильно его было бы назвать индукцией. Именно индукция — путь от деталей к общему, а дедукция — от общего к частностям.
Дедукция — это путь анализа, когда мы расчленяем нечто целое, на части, всматриваемся в них и делаем некие выводы, возможно, об общей картине. .
Индукция — это когда мы по отдельным кусочкам пытаемся восстановить целостную картину чего-либо.

Системное мышление – это один из новых современных терминов, которые используют многие менеджеры, психологи, тренеры личностного роста. Его уровень иллюстрирует скорость и качество принятия решений, поэтому данный показатель изучают во время приема на работу как важную характеристику будущего сотрудника.

   СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ  - ЭТО, ЧТО ТАКОЕ?

Логический
прием
мышления

Содержание процессов мышления

Результат процессов
мышления

Анализ

1. Объект исследования, подлежащий пониманию, делится на части.
2. Делается усилие понять поведение каждой части системы по отдельности.
3. Понимание частей структурируется в попытке получить понимание целого

Знание

Синтез

1. Объект исследования рассматривается как часть объемлющей системы.
2. Объясняется поведение объемлющего целого.
3. Понимание целого дезагрегируется для объяснения поведения части. Эта часть получает объяснение путем определения ее функции в системе

Понимание

Системное мышление – способ видеть в объекте систему – проявляется в мысленном разбиении объекта на связанные между собой элементы, взаимодействие которых подчиняется определенному порядку, т.е. является организованным.

Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями. Оно изучает целое, чтобы понять части. Оно противоположно редукционизму, т.е. представлению о целом как о сумме составляющих его частей. Набор не связанных между собой частей не образует системы.

Что такое системное мышление и какова его задача.

как часики

Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга.
Структуру всего мира можно описать как систему. Она является цельной, в ней нет отдельных фрагментов, которые никак не связаны с остальными компонентами. Понятие «система» можно приравнять к образованию, существующему и функционирующему за счет многовариантного взаимодействия большого количества его частей. Особенность системы в том, что на нее оказывает большее влияние не состав частей, а способы и методы их взаимодействия между собой. Характер этого взаимного влияния нелинейный, преимущественно скрытый и неочевидный, а иногда даже парадоксальный. Системное мышление направлено на поиск или разработку такой модели мироздания, в рамках которой можно будет с высокой точностью расставить ориентиры в мире.

Свойства системного мышления.

Начинать развитие системного мышления желательно с детства. Таким образом, оно станет основным способом восприятия действительности.

Люди, обладающие системным мышлением, обретают следующие способности:
Видят цельность, наполненность множественными связями. Понимают необходимость искажения модели реальности, благодаря чему происходит упрощение восприятия и появляется возможность переключаться между моделями;

Умеют распознавать эффект обратной связи. Суть его во влиянии, которое оказывает одно звено системы на все остальные. Колебания неизбежны и доступны для рассмотрения, но результат редко бывает немедленным, чаще он отсрочен во времени. Поэтому его сложно увидеть;
Готовы к тому, что понадобится постоянно менять свои убеждения. Умеют видеть различные уровни реальности; .
Независимо от степени увеличения, они способны переключаться между системами координат, а также обращают внимание и на систему в целом, и на компоненты; .
Могут самостоятельно генерировать ментальные модели мира для создания своих причинно-следственных связей.

Значение системного мышления при оценке компетентности персонала.

Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом. Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда. Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.
Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов: .
Способность к эффективному анализу большого объема информации;
Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего;
Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения;

Дифференциация уровней владения системным мышлением.

В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней:

1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности: Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно. Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации. Им свойственно принимать необдуманные решения.

2. Первый (начальный): Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы. Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.

3. Второй (на базе первого уровня): Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера. Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности). Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть. Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.

4. Третий (на базе второго уровня): Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации. Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.

Способность к системному мышлению можно развить. Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах.

 

   УЧИТЕСЬ ДУМАТЬ СИСТЕМНО.


…Итак, люди делятся на три категории:

а) на тех, кто думает системно;
б) на тех, кто думает бессистемно;
в) на тех, кто думает, что он думает.

Те, кто думает системно, отличаются тем, что
 а) используют для познания мира различный инструментарий – философские системы, научные знания (законы и теории), аналитические методики; .

 б) постоянно верифицируют (сверяют) свои знания с объективной реальностью, подтверждая их с помощью фактов, а в случае, если факты противоречат текущему пониманию реальности, то изучают, как и почему – и уточняют картину мира. .

Те, кто думает бессистемно, обычно получают знания обрывочно, ситуативно и неупорядоченно, но пытаются применять к ним формальную логику и в случае несоответствия поступающих новых фактов текущей картине мира пытаются разобраться, в чём несоответствие (не обладая для этого системным инструментарием, но применяя логику). .

Те, кто думает, что он думает, обычно
 а) принимают значительную часть информации на веру, без проверки на истинность;
 б) руководствуются при формировании картины мира не критериями истинности/ложности, а «нравится/не нравится», «удобно/не удобно»;
 в) ими всегда легче всего манипулировать, их легче обмануть, потому что они не перепроверяют получаемую информацию.

Ложных версий может быть произвольное множество. Истина всегда одна (она не всегда проста, и даже наоборот, но всё равно она одна).

Не факт, что полная истинная картина мира может быть постижима. Не факт, что для решения конкретных задач это даже нужно. Но для понимания происходящего вокруг нужно стремиться постоянно приближать и корректировать своё понимание реальности (непрерывно меняющейся, не застывшей!) как можно ближе к истине. 

Огромное количество людей (которые думают, что они думают) обладает определённым базовым набором идеологических /философских / религиозных догм, а всё, что не укладывается, выходит за рамки или не соответствует этим догмам, просто отметает, как «ложное» / чуждое / враждебное. .

Как видим, системное мышление и умение работать с информацией легко разбивают многие иллюзии.

 

«Искусство системного мышления»,
(Джозеф О'Коннор).  

Эта книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О'Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки. Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.
Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев.

 

   

 

Просмотров: 127 | Добавил: tvmdp | Теги: СДЮСШОР 3, секция, ребёнок, Лёгкая атлетика, занятия, мышление, Днепр
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

КОНТАКТЫ:




Телефон:  (068) 03 - 10 - 437
Телефон:  
E-Mail:  www.als@i.ua
Web - сайт:  dfla.ucoz.ru
Web - сайт YouTube:  Atletika.Dp
Web - сайт-визитка: 
atletika-dp.ucoz.net
СДЮСШОР № 3 - Адрес: г. Днепропетровск, ул. Белостоцкого 4а






Буду благодарен за размещении ссылки
на мой сайт в вашем блоге или социальной сети



Copyright MyCorp ©2020<!--> |